В декабря 2024 года закончилось два суда владельцев газовых труб, которые были ими иницированы для получения неосновательного обогащения с обычных жителей, подключившихся через официальные газовые компаниии вроде МОСГАЗа.

Эти суды очень схожи с теми, которые вот уже третий год анонсирует некая Г.П.Коколина, главный кооператор всея Марушкино и его окрестностей, в частности (о том, как кооператоры строили препятствия для газификации наших жителей читайте здесь).

С решениями судов можно ознакомиться по этой или по этой ссылке, забегая вперед скажем, что нашим кооператорам мало что светит хорошего.

Приведем основные выдержки судов, чтобы и жители, как и кооператоры понимали перспективы подобных дел:

Газ-суд-СНТ Чем закончились суды кооперативов против жителей по газу?

Первое дело:

Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика и третьего лица и приходит к выводу, что решение в указанной части подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела (кооперторы не доказали неосновательное обогащение).

Подключение ответчика к газораспределительной сети произведено в установленном законом порядке на основании заключенного договора, при наличии технической возможности.

Ответчик не мог извлечь доход в связи с использованием имущества истца и не получил экономически необоснованной выгоды от такого использования, а транспортировка газа по газопроводу истца не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика, который в установленном законом порядке присоединен к газораспределительной сети адрес, чему собственник газопровода не вправе был препятствовать, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика части затрат на строительство газопровода в качестве неосновательного обогащения, равно как и процентов за пользование чужими денежными средствами, не имелось.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает компенсационных мер для правообладателей газопроводов (основных абонентов) при технологическом присоединении новых потребителей, в связи с чем основания для взыскания с вновь присоединенного абонента неосновательного обогащения в пользу основного абонента отсутствуют, а получение собственником газораспределительной сети платы за пользование газораспределительной сетью вне устанавливаемого государственного регулирования тарифов будет означать неправомерное получение таким собственником доходов от использования газораспределительной сети в обход требований действующего законодательства.

Коллегия отмечает, что истец по аналогии с газораспределительной организацией может воспользоваться правом на компенсацию экономически обоснованных расходов по эксплуатации газораспределительных сетей путем получения денежных средств в счет оплаты услуг по транспортировке газа посредством регулируемого тарифа, возмещение затрат на содержание принадлежащей ему части газопровода и получение прибыли в случае осуществления деятельности по транспортировке газа населению или промышленным предприятиям.

Более того, с учетом положений ст.218 ГК РФ, возмещение части понесенных истцом расходов на строительство газопровода не повлечет за собой возникновение у ответчика права собственности на соответствующую часть газораспределительной сети, что также свидетельствует об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца.

Второе дело:

Действующее законодательство не предусматривает какой-либо порядок компенсации затрат владельцам газораспределительных сетей, газопроводов и иного, связанного с ними газораспределительного оборудования, по созданию этих сетей, газопроводов, а также по их использованию при дальнейшей транспортировке газа, помимо включения указанных затрат в регулируемые государством в лице уполномоченных органов тарифы на транспортировку газа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их постройку, содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.

Владелец трубы (основной абонент) в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа не обращалась, соответствующий тариф для нее не утвержден.

При таких обстоятельствах ответчик не получила экономически необоснованной выгоды от использования газопровода и не извлекает доход от такого использования, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии на ее стороне неосновательного обогащения.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что требуя взыскать с жителя денежные средства в счет возмещения расходов на строительство газопровода, владелец трубы, фактически имеет намерение оставить его в своей единоличной собственности, получив при этом денежную компенсацию стоимости постройки газопровода без передачи в собственность ответчика соответствующей доли газопровода, что приведет к образованию на ее стороне неосновательного обогащения.

Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а также размер неосновательного обогащения, на ответчика – обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов.

Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4 Закона о газоснабжении).

Пункт 8 Перечня поручений по реализации Послания , утвержденного Президентом Российской Федерации N Пр-753, предписывает Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом “Газпром” и иными газораспределительными организациями обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения проведения газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определить критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Таким образом, на основании вышеперечисленных нормативно-правовых актов подключение (технологическое присоединение) домовладений ответчиков к газораспределительным сетям должно осуществляться без привлечения средств населения.

Указанный газопровод не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе газоснабжения, является ее частью.

Также, действующее законодательство в сфере газоснабжения не обязывает физических лиц за свой счет осуществлять строительство газораспределительных сетей.

В заключение мы хотим поставить кооператорам следующую песню: